Реверберация: какой она бывает
- Что такое реверберация?
- Акустическая реверберация
- Механическая реверберация
- Цифровая реверберация
- Можно ли комбинировать реверберации?
Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов и кафедральных соборов. Скорее всего, вы найдете реверберацию практически в любой музыкальной записи, что делает важным глубокое понимание того, как ее использовать. Реверберация прошла длинный путь до современных цифровых плагинов с почти безграничными возможностями. Многие задаются вопросом: «Чем отличаются эти реверберации и как выбрать подходящую для моего проекта?» Давайте разберемся.
Что такое реверберация?
В самом общем смысле реверберация — это звук, который отдается эхом. В современной музыке реверберация — это электронное воспроизведение эха. Однако тем, кто занимается микшированием, следует знать разницу между эхом и реверберацией. Эхо имеет длительную задержку между повторениями, ясное разделение на пульсации, как при крике в Гранд-Каньоне. Реверберация же представляет собой быструю серию повторений, создающих эффект звукового «мазка».
Эхо имеет четкое разделение на звуки, в то время как реверберация больше похожа на гулку звуковую картину. Эффект реверберации можно разделить на три части:
- Начало (ранние отражения) — до 30 миллисекунд, с максимальной амплитудой звука.
- Тело — от 30 миллисекунд и далее, по убыванию амплитуды.
- Затухание — уменьшение амплитуды ниже 60 дБ, «хвост» звука.
Эти характеристики важны для создания нужных звуковых эффектов, а также для симуляции виртуального помещения с учетом его размера, формы и материала стен.
Акустическая реверберация
Акустические ревербераторы представляют собой реверберацию в различных комнатах с отличными акустическими характеристиками. В эпоху цифровых технологий такие эффекты могут быть моделированы и воспроизведены.
1. ROOM («Комната»)
«Комната» имитирует эффект звучания в небольшом помещении. Отличается коротким затуханием и высокой первоначальной амплитудой, придаёт звукосигналу колорит и теплоту. Хорошо подходит для барабанов и струнных инструментов.
2. CHAMBER (Камера)
Камерная реверберация менее заметна, более прозрачна, что делает её идеальной для вокала и лидирующих партий в миксе. Она позволяет моделировать звук, созданный в профессиональных студиях звукозаписи.
3. HALL (Зал)
«Зал» представляет звучание в концертных местах, имеет длинное затухание и плотную структуру. Обычно применяется в оркестровой музыке и на балладах.
4. CATHEDRAL (Собор)
Эффект собора уникален из-за его увеличенного времени затухания. Он не подходит для быстрых ритмических элементов, лучше раскрывается в медленных мелодиях.
5. AMBIENCE (Атмосфера)
Эффект атмосферы практически незаметен, он способствует объединению всех инструментов в треке, создавая впечатление, будто они были записаны в одном помещении.
Механическая реверберация
Механическая реверберация использует устройства, отражающие звук через механические детали. Такие аппараты раньше были очень громоздкими, но позволяли настраивать реверберацию вручную.
1. Пластинчатая реверберация (Plate Reverb)
Пластинчатая реверберация создается с помощью вибрации металлических листов, примерно как динамик. Известная модель - EMT 140. Пластинчатая реверберация имеет яркую атаку и мощную энергетику.
2. Пружинная реверберация (Spring Reverb)
Пружинная реверберация основана на вибрации пружин, известна своим металлическим звучанием. Классический пример использования – усилители FENDER TWIN REVERB.
Цифровая реверберация
Цифровые реверберации охватывают все типы, которые можно воспроизводить с помощью компьютерных алгоритмов и сэмплов. Это могут быть VST-плагины, педали эффектов и модули синтезаторов.
1. CONVOLUTION (Свертка)
Сверточные ревербераторы создают эмуляцию акустических пространств с использованием фактических записей. Они создают реалистичные эффекты, основываясь на записанных импульсных откликах.
2. BLOOM
Эта реверберация неестественного звучания имеет тихое начало и нарастающую амплитуду. Она популярна в экспериментальной и электронной музыке.
3. SHIMMER (Мерцание)
Shimmer поднимает высоту звука на октаву и добавляет блеск, характерный для танцевальной музыки 1990-х. Часто используется в синтезаторах и эмбиентных треках.
4. GATED
Gated реверберация резко обрывает затухание, известна с 1980-х годов. Часто используется для создания коротких искусственных «хвостов» в поп-музыке.
5. REVERSE
Обратная реверберация часто применяется в киномузыке и жанрах с элементами сюрприза, создавая иллюзию изменения временной шкалы звука.
6. NON-LINEAR (Нелинейный)
В отличие от стандартных, нелинейная реверберация создаёт делающие реверберации противоположный эффект. Популярна для создания звуковых эффектов в pop- и rock-музыке.
Можно ли комбинировать реверберации?
Да, многие звукорежиссеры комбинируют различные реверберации для создания многослойных миксов. Можно использовать разные эффекты для вокала и инструментов, предоставляя уникальные акустические пространства.
Теперь, когда вы ознакомились с разновидностями реверберации, эксперименты и поиск идеальной реверберации для ваших проектов могут стать интересным процессом. Пора внедрить их в свои треки и оценить звучание.